Справка
о состоянии детского дорожно-транспортного
травматизма в Республике Беларусь
в 2021 году
В январе-декабре 2021 года в республике несовершеннолетние стали участниками 413 ДТП (+9; +2,2% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года), в которых 18 (-4; -18,2%) детей погибли,
434 (+7; +1,6%) получили травмы.
Наиболее неблагоприятная обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом сложилась в Могилевской области, где зафиксирован рост одновременно количества ДТП, погибших
и раненных в них несовершеннолетних (с 50 до 61, с 1 до 2 и с 53 до 71 соответственно). При этом рост количества ДТП и погибших в них детей отмечен в Витебской области (с 36 до 40 и с 0 до 4 соответственно).
В г. Минске зафиксирован значительный рост ДТП и раненых детей
(с 53 до 88 и с 55 до 90 соответственно). Несмотря на снижение (с 7 до 5), число погибших в ДТП детей в Гродненской области – наибольшее
в стране.
12 погибших в ДТП несовершеннолетних являлись пассажирами транспортных средств (Гродненская область (4): Волковысский район, возраст – 1,5 мес., Мостовский район, возраст – 12 и 13 лет, Новогрудский район, возраст – 15 лет; Витебская область (3): Докшицкий район, возраст – 7 и 10 лет, Оршанский район,
возраст – 16 лет; Брестская область (1): г. Барановичи, возраст – 17 лет; г. Минск (1): Партизанский район, возраст – 9 лет; Минская область (2): Борисовский район, возраст – 2 года, Дзержинский район, возраст –
16 лет; Могилевская область (1): Могилевский район, возраст – 2 года).
Пять погибших детей были пешеходами (Гомельская область (2): г. Гомель, возраст – 6 лет, г. Речица, возраст – 14 лет; г. Брест (1), возраст – 13 лет; г. Витебск (1), возраст – 16 лет; г. Гродно (1), возраст – 15 лет).
Один погибший несовершеннолетний являлся велосипедистом (Могилевская область, Бобруйский район, возраст – 7 лет).
По вине водителей пострадали 345 из 452 или 76,3% детей.
Большинство (41,8%; 189 из 452) пострадавших в автоавариях детей являлись пассажирами (+14; +8,0%). Погибли 12 (-1; -7,7%), ранены 177 (+15; +9,3%) несовершеннолетних.
При этом 75 (39,7%) несовершеннолетних пассажиров перевозились
с нарушением установленных правил (37 без использования детского удерживающего устройства, 33 – без ремня безопасности, 3 – в качестве пассажиров мотоциклов без мотошлема, 2 – в качестве пассажиров мотоблока), по регионам: в Минской области – 26, Могилевской – 21,
г. Минске – 7, Брестской, Витебской и Гомельской областях – по 6 в каждой, Гродненской – 3.
39,6% или 179 (-21; -10,5%) несовершеннолетних участников дорожного движения получили травмы в ДТП в качестве пешеходов. При этом 5 (на прежнем уровне) погибли, 174 (-21; -10,8%) получили травмы.
Анализ ДТП с участием несовершеннолетних пешеходов показывает, что 59 из них получили травмы на нерегулируемом пешеходном переходе, 40 – на регулируемом (при этом 16 переходили на запрещающий сигнал светофора). 22 несовершеннолетних пересекали проезжую часть вне пешеходного перехода, 21 – внезапно выбежал на проезжую часть, 29 детей были травмированы во дворе, 5 – на тротуаре,
2 – на краю проезжей части и 1 – на остановочном пункте.
65 несовершеннолетних (+12; +22,6%) получили травмы в ДТП
в качестве велосипедистов, что в общей структуре участников
ДТП составляет 14,4%. Погиб 1 (-2; -66,7%), ранено 64 (+14; +28,0%) ребенка.
Также участниками ДТП стали 19 (-2; -9,5%) несовершеннолетних водителей механических транспортных средств.
ГУ ГАИ МОБ МВД Республики Беларусь
Как уберечь ребенка от сексуального насилия!
Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.
Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.
Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
Что делать, если страшное уже произошло?
Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.
Зачастую малыш не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.
Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.
В сложившейся ситуации важно вывести малыша на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».
Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.
Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.
Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.
Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.
Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.
Безопасность – залог здоровья!
Детский травматизм – актуальная проблема современности.
Профилактика детского травматизма, в том числе, дорожно-транспортного, бытового, школьного, спортивного и других видов – задача каждого взрослого.
Согласно статистическим данным, за 7 месяцев 2021 года в Гродненской области в результате воздействия внешних факторов погибло 14 несовершеннолетних. Основными причинами гибели детей стали утопление – 5 человек, дорожно-транспортные происшествия – 4 человека. В весенне-летний период зафиксированы факты выпадения детей из окон, в связи с чем несовершеннолетними получены травмы различной степени тяжести.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Практика показывает, что в ряде случаев несчастные случаи происходили в благополучных семьях. Однако халатность родителей, оставление детей без присмотра взрослых привели к подобным ситуациям.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. В связи с этим, работа по предупреждению травматизма должна идти в следующих направлениях:
1. Устранение травмоопасных ситуаций;
2. Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. При этом важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно;
3. Руководство принципом: «Привычки взрослых – пример для детей», так как личный пример каждого взрослого ориентирует детей на формирование тех или иных привычек.
Уважаемые взрослые, помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще Вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять. Ведь сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых.
Помощник прокурора
Лидского района
юрист 3 класса Я.А. Какунина
С 19 по 24 марта на Лидчине, как и по всей республике, будет проходить республиканская профилактическая акция ГАИ «Будь в безопасности», направленная на профилактику дорожно-транспортных происшествий с наиболее уязвимыми участниками дорожного движения. К ним относятся пешеходы, велосипедисты, возчики гужевого транспорта. Как сообщает УГАИ МВД, с начала года в республике произошло 171 такое происшествие, в них погибло 38 человек и 143 были травмированы. Уважаемые пешеходы и велосипедисты, проявляйте повышенное внимание при переходе проезжей части. Помните, что начинать переход можно, только убедившись, что все автомобили успели остановиться и вас пропускают. В темное время суток сделайте себя заметными на дороге, используя световозвращающие элементы. Госавтоинспекция обращается ко всем участникам дорожного движения: если вы обнаружили граждан, которые своим поведением создают угрозу безопасности, незамедлительно позвоните по телефону 102. Своим звонком вы можете спасти жизнь!
За 12 месяцев 2020 года на дорогах области в результате ДТП 7 детей
погибло и 51
получили ранения различной степени тяжести. При этом
зарегистрировано 24 ДТП с участием детей-пешеходов, в которых два
ребенка погибло и 23 ранено.
Уважаемые взрослые, учите детей Правилам дорожного движения!
Знайте эту памятку наизусть и требуйте её выполнение от других!
Ведя
ребенка
за
руку
тротуару,
демонстрируйте
свою
дисциплинированность, не спешите, идите размеренным шагом. Ребенка
держите подальше от проезжей части. Полезным будет рассказать ему
пути об опасности, которую несет в себе дорога.
2 . Не выходите с ребенком из-за деревьев, стоящих на обочине автомашин,
не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя
допускать, чтобы дети ее повторяли.
3 Прежде, чем переходить дорогу, остановитесь, осмотритесь. Выходя на
проезжую
часть
дороги,
прекратите
разговаривать
-
ребенок
должен
привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
Не переходите дорогу на красный сигнал светофора.
Переходите дорогу только
в местах,
обозначенных дорожным знаком
«Пешеходный переход». Никогда не переходите дорогу «наискосок».
4 . Из автобуса выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть
или побежать на проезжую часть дороги.
5 Не на минуту не оставляйте без присмотра малолетнего ребенка, даже
когда он находится во дворе огороженного дома.
6 Не разрешайте детям, пусть даже и постарше играть вблизи дороги и на
проезжей части улицы!
7 Перевозя ребенка в автомобиле, в обязательном порядке пристегивайте его
ремнями безопасности. Для малышей - используйте специальные автокресла.
Сами же удвойте осторожность и дисциплинированность, ведь у вас в
машине самое дорогое, что есть у человека - дети!
Уважаемые взрослые! Вам необходимо принять все меры, чтобы не
допустить несчастных случаев с детьми! Будьте им примером на дороге!
Не оставляйте их без присмотра!
ГАИ напомнила, с какого возраста (и роста) детей можно перевозить без автокресла. 21.01.2021. Единый день знаний Правил дорожного движения под девизом: «В зоне внимания дети-пассажиры!». Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до 5 лет; детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от 5 до 12 лет. Исключение лишь для детей, чей рост начинается от 150 сантиметров и перевозка в автомобиле-такси. В связи с непростой эпидемиологической ситуацией сотрудники не могут лично посетить учреждения образования и пообщаться с несовершеннолетними, но чтобы не забыть Правила дорожного движения и перевозки пассажиров в салоне транспортного средства инспекторы ГАИ в каждое учреждение образования направили демонстрационные материалы – видеоуроки по теме Единого дня и план-конспект. В видеоуроке сотрудница ГАИ рассказывает и наглядно показывает для чего нужны ремни безопасности и специальные удерживающие устройства. Родителям-водителям не стоит забывать, что в независимости от дальности путешествия, зафиксировать ребенка в детском удерживающем устройстве или пристегнуть ремнем безопасности – обязанность каждого папы или мамы.
«Неделя Без опасности» в период с 30 октября по 5 ноября 2020 года. видеоуроки проекта УГАИ УВД «Азбука дорожной безопасности»: https://yadi.sk/i/WYf8IznnPGpPLg;
https://yadi.sk/i/11O2ksKr_d5UmQ; https://yadi.sk/i/9zFLAJvpI1xnOw. <button aria-disabled="false" aria-pressed="false" autocomplete="off" tabindex="0" type="button"></button>
Приложение - Гродно ГАИ информирует
АКЦИЯ"Внимание! Дети!"
С начала 2020 года на дорогах области в результате ДТП 6 детей погибло и 40 получили ранения различной степени тяжести. При этом, из 6 двое детей были пешеходами, двое пассажирами, двое – велосипедистами.
Уважаемые взрослые! Учите детей Правилам дорожного движения! Знайте эту памятку наизусть и требуйте её выполнение от других!
1. Ведя ребенка за руку тротуару, демонстрируйте свою дисциплинированность, не спешите, идите размеренным шагом. Ребенка держите подальше от проезжей части. Полезным будет рассказать ему по пути об опасности, которую несет в себе дорога.
2. Не выходите с ребенком из-за деревьев, стоящих на обочине автомашин, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
3. Прежде, чем переходить дорогу, остановитесь, осмотритесь. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
Не переходите дорогу на красный сигнал светофора.
Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход». Никогда не переходите дорогу «наискосок».
4. Из автобуса выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
5. Не на минуту не оставляйте без присмотра малолетнего ребенка, даже когда он находится во дворе огороженного дома.
6. Не разрешайте детям, пусть даже и постарше играть вблизи дороги и на проезжей части улицы!
7. Перевозя ребенка в автомобиле, в обязательном порядке пристегивайте его ремнями безопасности. Для малышей - используйте специальные автокресла. Сами же удвойте осторожность и дисциплинированность, ведь у вас в машине самое дорогое, что есть у человека – дети!
Уважаемые взрослые! Вам необходимо принять все меры, чтобы не допустить несчастных случаев с детьми! Будьте им примером на дороге! Не оставляйте их без присмотра!
В связи с окончанием летних каникул и приближающимся новым учебным годом с 25 августа по 5 сентября 2020 года по всей стране проходит специальное комплексное мероприятие по безопасности дорожного движения «Внимание – дети!». Акция проводится Управлением государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и сокращения несчастных случаев на дорогах с участием детей.
ГАИ призывает водителей быть предельно внимательными при движении вблизи детских учреждений, проезде пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, во дворах.
Водители должны помнить, что в период проведения акции «Внимание – дети!» движение транспортных средств в светлое время суток должно осуществляться со включенным ближним светом фар. Данная мера направлена на привлечение внимания ребят и всех участников дорожного движения к приближающемуся транспортному средству.
Также Госавтоинспекция обращается ко всем родителям – важно не только напомнить детям о безопасном поведении близ проезжей части и на дороге, но и показать сыновьям и дочерям личный пример безупречного соблюдения правил дорожного движения.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в период летних каникул.
Профилактика дорожно-транспортных проишествий .docx Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних Материал подготовлен прокуратурой Гродненской области В 2019 году в дорожно-транспортных происшествиях пострадали 64 несовершеннолетних, из них 3 - погибли. Факты гибели детей в ДТП зарегистрированы в Гродненском, Зельвенском и Слонимском районах. Так, 01.01.2019 г. в результате дорожно-транспортного происшествия в Гродненском районе погибла несовершеннолетняя X., 2004 г.р., и получила менее тяжкие телесные повреждения несовершеннолетняя Д., 2002 г.р., ехавшие в качестве пассажиров автомобиля под управлением Д., 1986 г.р. Приговором суда Гродненского района от 28.03.2019 г. Д. признан виновным в нарушении правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, повлекшем по неосторожности смерть человека и причинение менее тяжких телесных повреждений. Одним из условий, способствовавших гибели и травмированию несовершеннолетних, стало отсутствие контроля за ними со стороны родителей, которые допустили нахождение детей в ночное время без сопровождения. Более того, установлено, что накануне произошедшегонесовершеннолетние совместно с водителем Д. распивали спиртные напитки. X. и Д. во время движения не были пристегнуты ремнями безопасности. Погибшая X., учащаяся ГУО «Озерская средняя школа», ранее попадала в поле зрения субъектов профилактики, в том числе привлекалась к административной ответственности за совершение мелкого хулиганства. По результатам проведенного социального расследования оснований для признания несовершеннолетних детей из семьи X. находящимися в социально опасном положении не найдено. Вместе с тем при принятии решения об отсутствии критериев социально опасного положения Советом по профилактике вышеназванного учреждения в должной мере не проанализированы вопросы воспитания несовершеннолетних в семье X., не дана надлежащая оценка степени участия родителей в жизни детей. По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой Гродненского района 16.01.2019 г. внесено представление директору ГУО «Озерская средняя школа». 26.05.2019 г. в Зельвенском районе в дорожно-транспортном происшествии в результате опрокидывания автомобиля под управлением III., 1984 г.р., погиб не пристегнутый ремнем безопасности детского удерживающего устройства малолетний пассажир Ш., 2019 г.р. (оба - жители г.Минска, потерпевший - сын водителя). 25.07.2019 г. в Слонимском районе Ф., 2002 г.р., не имея права управления транспортными средствами, управлял автомобилем, принадлежащим отцу, и перевозил 6 несовершеннолетних, 4 из них не были пристегнуты ремнями безопасности. В результате опрокидывания автомобиля водитель Ф. и 4 пассажира получили телесные повреждения различной степени тяжести. Вследствие полученных в ДТП телесных повреждений 18.12.2019 г. Ф. скончался в УЗ «Слонимская ЦРБ». Условиями, способствовавшими произошедшему, явились отсутствие должного контроля за несовершеннолетними со стороны родителей и недооценка несовершеннолетними рисков поездки с водителем, не имевшим права управления. Неблагоприятная ситуация в анализируемой сфере складывается в текущем году. Так, в Щучинском районе 07.04.2020 г. в результате наезда мотоциклом на нерегулируемом пешеходном переходе в аг. Василишки погиб несовершеннолетний 3., 2005 г.р., а 08.05.2020 вследствие наезда автомашиной в аг. Каменка - малолетний О., 2016 г.р. В последнем случае ребенок внезапно выбежал на проезжую часть вне пешеходного перехода. Дорожно-транспортное происшествие с участием 2-х несовершеннолетних, один из которых погиб, произошло 30.05.2020 г. в Гродненском районе. Водитель Р., 1996 г.р., в состоянии алкогольного опьянения, двигаясь на автомобиле по автодороге «Гожа-Цидовичи», допустил наезд на придорожное дерево, в результате чего несовершеннолетний пассажир У., 2002 г.р., от полученных телесных повреждений скончался, а пассажир К., 2005 г.р., госпитализирована в больницу. Установлено, что произошедшей трагедии предшествовало распитие в ночное время спиртных напитков компанией молодых людей, в числе которых находились несовершеннолетние, в том числе потерпевшие У. и К. Обращает на себя внимание тот факт, что подростки, в том числе не достигшие 16-летнего возраста, не ночевали дома, что осталось без реагирования их законных представителей. Погибший У. ранее привлекался к административной ответственности, в связи с чем субъектами профилактики Гродненского района с несовершеннолетним проводилась индивидуальная профилактическая работа. Вместе с тем заинтересованными не были приняты надлежащие меры по обеспечению занятости У., который с января т.г. нигде не учился и не работал. В 2019 г. в дорожно-транспортных происшествиях телесные повреждения различной степени тяжести получили 60 несовершеннолетних, в том числе 27 пешеходов, 26 пассажиров (их них 1 - пассажир мотоцикла, 1 - пассажир велосипеда) и 7 велосипедистов. По информации УГАИ УВД облисполкома в 2019 г. в ДТП травмировано 46 несовершеннолетних. Данная разница в численности пострадавших обусловлена, в первую очередь, положениями ведомственных нормативных актов МВД, в соответствии с которыми лица, получившие в результате ДТП телесные повреждения, не повлекшие кратковременного расстройства здоровья, учитываются только в случае прохождения ими амбулаторного либо стационарного лечения не менее одних суток. Наряду с этим, проведенный анализ показал, что в отдельных случаях органами ГАИ не учтены пострадавшие в ДТП лица, не достигшие 18-летнего возраста, получившие менее тяжкие либо легкие телесные повреждения (Свислочский, Слонимский районы), о чем прокуратурой области направлена информация руководству УГАИ УВД. Проведенный анализ показал, что виновниками всех ДТП с участием несовершеннолетних пассажиров явились водители транспортных средств, в которых осуществляли поездку дети либо иных транспортных средств, с участием которых произошли ДТП. 8 пассажиров получили тяжкие телесные повреждения (4 - Слонимский район, 2 - Щучинский район, 1 - г.Гродно, 1 - Лидский район), 3 - менее тяжкие (2 - Слонимский район, 1 - Гродненский район), 8 - легкие, повлекшие кратковременное расстройство здоровья (4 - г.Слоним и Слонимский район, 2 - г.Гродно, 1 - Гродненский район, 1 - Мостовский район), 7 - телесные повреждения, не повлекшие кратковременного расстройства здоровья (2 - г.Гродно, 2 - Волковысский район, 3 - Кореличский район). В 2019 году в ДТП пострадали 7 велосипедистов, из них 1 получил тяжкие телесные повреждения (Ивьевский район), 3 - менее тяжкие телесные повреждения (Волковысский район - 1, Сморгонский район - 2), 1 - легкие телесные повреждения (Октябрьский район) и 2 - телесные повреждения, не повлекшие кратковременного расстройства здоровья (Берестовицкий и Гродненский районы). Возраст пострадавших велосипедистов - от 9 до 14 лет (6 лет -1, 12 лет. - 2, 13 лет - 2, 14 лет - 2). В 1 случае наезд на велосипедиста был совершен на регулируемом пешеходном переходе (Октябрьский район) и в 1 - на нерегулируемом пешеходном переходе (Сморгонский район), в результате несовершеннолетние получили легкие и менее тяжкие телесные повреждения соответственно. По 3 фактам ДТП с участием велосипедистов установлена вина водителей механических транспортных средств, по 4 - самих несовершеннолетних. Так, дорожно-транспортное происшествие в г. Ивье, в котором пострадал велосипедист И., 2005 г.р. (на момент ДТП - 13 лет), получивший тяжкие телесные повреждения, произошло по вине водителя автомобиля, совершившего наезд. Условием, способствовавшим совершению ДТП, явилась личная неосторожность несовершеннолетнего, который двигался по краю проезжей части, тем самым нарушив Правила дорожного движения, согласно которым лицам моложе четырнадцати лет запрещается без сопровождения совершеннолетнего лица управлять на дороге велосипедом (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек). В ДТП с участием несовершеннолетнего велосипедиста в Сморгонском районе также установлена вина водителя Д., которая совершила наезд на переезжавшего на дорожном велосипеде проезжую часть дороги по нерегулируемому пешеходному переходу Ш., 2006 г.р. Наряду с этим, несовершеннолетним также нарушены правила дорожного движения, регламентирующие, что велосипедист, пересекая проезжую часть, должен вести велосипед рядом с собой. Наезд на С., 2005 г.р., 30.08.2019 на регулируемом пешеходном переходе по ул. Фомичева в г. Гродно произошел вследствие виновного поведения несовершеннолетнего, который не спешился, подъехав к пешеходному переходу, а увеличил скорость движения, рассчитывая проехать перед автомобилем. 07.09.2019 водитель 3., управляя автомобилем по ул. Синкевича в г. Волковыске, допустил столкновение с двигавшимся на велосипеде Ш., 2007 г.р., выехавшим на проезжую часть на велосипеде из-за забора. В результате ДТП Ш. причинены менее тяжкие телесные повреждения. Причиной ДТП с участием несовершеннолетней Б., 2010 г.р., также стали беспечность и игнорирование пострадавшей Правил дорожного движения, которая пересекала на велосипеде перекресток дороги по ул. Молодежная в д. Пархимовцы Берестовицкого района и допустила столкновение с двигавшимся по главной дороге автомобилем. В истекшем году в дорожно-транспортных происшествиях пострадали 28 несовершеннолетних пешеходов, из них 5 получили тяжкие телесные повреждения (г. Слоним - 1, Октябрьский район г. Гродно - 1, г. Скидель Гродненского района - 1, г. Лида - 1, г. Новогрудок — 1), 3 — менее тяжкие телесные повреждения (г. Гродно, г. Волковыск, г. Островец), 7 - легкие телесные повреждения (все - г.Гродно) и 12 - телесные повреждения, не повлекшие кратковременного расстройства здоровья (г. Гродно - 4, г. Слоним - 2, г. Ошмяны - 2, г. Новогрудок - 1, г. Волковыск -1, г.п. Вороново - 1, г. Свислочь - 1, г. Сморгонь - 1). Возраст несовершеннолетних пешеходов, пострадавших в ДТП: с 2 до 6 лет - 5, с 7 до 10 лет - 12, с 11 до 14 лет - 7, с 15 до 17 лет - 4. По всем фактам ДТП на пешеходных переходах (всего - 14) установлена вина водителей транспортных средств. В 2 случаях наезд на пешеходов произошел на регулируемых пешеходных переходах (оба факта зарегистрированы в г.Гродно на улицах Суворова и Курчатова, наезды на детей 8 и 12 лет), Так, 18.06.2019 г. В. при повороте налево с улицы Лиможа на ул. Курчатова на регулируемом перекрестке совершил наезд на переходившую дорогу на мигающий зеленый сигнал светофора Д., 2006 г.р. В результате ДТП несовершеннолетней причинены телесные повреждения, не повлекшие кратковременного расстройства здоровья. Постановлением ГАИ УВД на В. наложено административное взыскание, однако в ходе проверки установлена и вина малолетней, которая вышла на пешеходный переход на мигающий зеленый сигнал светофора. 11.10.2019 г. примерно в 07.40 на ул. Суворова водитель 3. совершила наезд на пересекающую проезжую часть на разрешающий сигнал светофора малолетнюю М., 2011 г.р. В результате последняя получила легкие телесные повреждения по признаку кратковременного расстройства здоровья. В 12-ти случаях наезд на пешеходов произошел на нерегулируемых пешеходных переходах (7 - г. Гродно, 2 - г. Ошмяны, 1 - г. Новогрудок, 1 - г. Свислочь, 1 - г. Слоним). Так, 14.05.2019 примерно в 07.35 на нерегулируемом пешеходном переходе по ул. Красноармейская в г. Слониме совершен наезд на Л. водителем автомобиля М., 1993 г.р., который двигался на автомобиле со значительным превышением скорости и в непосредственной близости от пешеходного перехода приступил к обгону транспортных средств, в результате совершив наезд на несовершеннолетнюю. Приговором суда Слонимского района М. признан виновным в нарушении правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшем причинение по неосторожности тяжкого телесного повреждения, и ему назначено наказание в виде ограничения свободы на срок два года с направлением в исправительное учреждение открытого типа и лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением всеми видами транспортных средств, сроком на 5 лет. 7 пешеходов пострадали в результате наезда на проезжей части вне пешеходного перехода, 6 - на дворовой территории, 1 - в результате наезда на тротуаре. В 9-ти случаях причиной ДТП стала личная неосторожность детей, недостаточный контроль со стороны взрослых, в том числе оставление детей без присмотра, в результате чего несовершеннолетние внезапно выходили на проезжую часть, а водители, в свою очередь, не имели объективной возможности предотвратить наезд. К примеру, 10.07.2019 г. примерно в 17.40 час. в г. Гродно на ул. Гагарина был совершен наезд на выбежавшего из-за припаркованных у края проезжей части транспортных средств вне установленного для перехода месте и пересекавшего проезжую часть малолетнего П., 2009 г.р., который получил телесные повреждения, относящиеся к категории тяжких. В ходе расследования уголовного дела установлено, что водитель не имел объективной возможности применить своевременные меры к торможению с момента возникновения опасности для движения. Подобная ситуация произошла 06.09.2019 на дворовой территории в г. Скидель, где был совершен наезд на малолетнего М., 2013 г.р., кратковременно оставленного без присмотра и выбежавшего из-за припаркованных автомобилей на проезжую часть. В результате ДТП малолетнему причинены тяжкие телесные повреждения. В Островецком районе наезд на несовершеннолетнего Ч., 2004 г.р., который двигался по обочине улицы в г. Островец, произошел также в результате внезапного выхода ребенка на проезжую часть. Нарушений правил дорожного движения, находящихся в причинной связи с произошедшим, со стороны водителя транспортного средства не найдено. 1 дорожно-транспортное происшествие с участием несовершеннолетнего пешехода произошло по виде водителя, находившегося в состоянии алкогольного опьянения. 01.02.2019 г. около 23.00 часов на ул. Дзержинского в г. Гродно был совершен наезд на нерегулируемом пешеходном переходе на несовершеннолетнюю П., 27.05.2003 г.р. Согласно акту освидетельствования у водителя Н., виновного в ДТП, зафиксировано состояние алкогольного опьянения. 14.02.2019 г. на Н. наложено административное взыскание в виде штрафа по ч.1 ст.18.16 КоАП Республики Беларусь с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года. Обращает на себя внимание тот факт, что пострадавшая, не достигшая 16 лет, в 23.00 часа находилась на улице без сопровождения взрослых. В первом квартале 2020 г. в ДТП травмировано 14 несовершеннолетних, в том числе 6 пассажиров транспортных средств (г. Гродно - 3, Берестовицкий район - 2, Ивьевский район - 1) и 8 пешеходов (г.Гродно - 7, Гродненский район - 1). В результате ДТП 5 несовершеннолетним (3 пассажирам и 2 пешеходам) причинены тяжкие телесные повреждения. На пешеходов (возраст 9 и 12 лет), получивших тяжкие телесные повреждения, наезды были совершены не на пешеходных переходах. По результатам расследования уголовных дел, потерпевшими по которым признаны несовершеннолетние пешеходы, получившие тяжкие телесные повреждения, вина водителей транспортных средств не установлена. В ходе расследования уголовного дела в отношении Б., 1973 г.р., которая совершила наезд на несовершеннолетнего Р., 2007 г.р., в д. Казимировка Гродненского района установлено, что дорожно- транспортному происшествию предшествовал конфликт между потерпевшим и Д., 2005 г.р. В ходе возникшей потасовки несовершеннолетние толкали друг друга, вследствие чего Р. оступился на проезжую часть. По факту причинения тяжких телесных повреждений по неосторожности в отношении Д. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности. Таким образом, результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что ряд происшествий с участием детей обусловлен пренебрежением участниками дорожного движения, в том числе родителями, правилами безопасности, недооценкой несовершеннолетними возможных рисков и опасностей. В определенной степени, на уровень безопасного участия детей в дорожном движении влияют отдельные организационно-практические, информационные и иные недостатки, имеющиеся в деятельности заинтересованных органов.
В период летних каникул проблема детского дорожно-транспортного травматизма становится для взрослых наиболее актуальной. Почти каждым тринадцатым из числа пострадавших в ДТП на территории Беларуси в этом году оказался ребенок или подросток в возрасте до 18 лет. Причем мальчики получают травмы чаще девочек: они более подвижны, больше времени проводят на улице, играя возле проезжей части, гоняют на велосипедах и самокатах.
В январе-апреле 2020 года на дорогах республики в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 4 несовершеннолетних и 115 получили ранения различной степени тяжести.
Ребенок – физически и психологически не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. Поэтому родители должны постоянно напоминать детям правила безопасного поведения на дороге.
Что может сделать каждый из нас, чтобы предупредить беду?
Водитель транспортного средства – точно выполнять правила дорожного движения и быть готовым снизить скорость или остановиться, чтобы исключить наезд на ребенка в зоне остановки общественного транспорта, на пешеходном переходе или во дворе. Во дворах двигаться с минимальной скоростью – так как из-за любого автомобиля, дерева, мусорного бака может появиться ребенок.
Родители должны отработать определенный алгоритм действий при переходе проезжей части. Даже на зеленый сигнал светофора, а особенно на нерегулируемом пешеходном переходе: остановиться у края проезжей части – посмотреть по сторонам – убедиться, что водители вас заметили и остановились – начать переход проезжей части – дойдя до середины, снова убедиться, что едущие справа автомобили остановились и вас пропускают.
Запретите ребенку внезапно выбегать на проезжую часть, в том числе на переходах!!! Будьте примером правильного и безопасного поведения на дороге.
Заострите внимание на том, что во дворах, перед тем как выйти на проезжую часть, необходимо выглянуть из-за предметов, ограничивающих видимость (припаркованные автомобили, мусорные контейнеры, деревья, кусты и др.) и убедиться, что нет движущихся транспортных средств.
Задача взрослых - контролировать досуг детей-подростков, исключить возможность их доступа к ключам от автомобилей, мотоциклов и скутеров.
Самый надежный способ обеспечить ребенку безопасную перевозку – это разместить его в специальном удерживающем устройстве, правильно установленном и закрепленном в автомобиле.
Взрослые и дети должны всегда знать и помнить: прогнозирование и предвидение возможных последствий в той или иной ситуации, повышенное внимание и бдительность, соблюдение Правил дорожного движения – помогут избежать травм и увечий, сохранить жизнь и здоровье на долгие годы.
Уважаемые взрослые! Вам необходимо принять все меры, чтобы не допустить несчастных случаев с детьми! Будьте им примером на дороге! Не оставляйте их без присмотра!
П.Кирильчук, старший инспектор ДПС ОГАИ Лидского РОВД
Аналитическая записка о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма на территории Гродненской области по состоянию на 25 мая 2020 года
По состоянию на 25.05.2020 на территории Гродненской области зарегистрировано 19 ДТП, в которых пострадали 20 несовершеннолетних, 2 погибло.
За аналогичный период прошлого года таких ДТП было 15, в которых травмы получили 15 детей, 1 ребенок погиб.
13 ДТП с участием несовершеннолетних произошли по причине нарушения правил дорожного движения совершеннолетними водителями.
4 ДТП с участием несовершеннолетних произошли по их вине.
По 2 ДТП проводится проверка.
По категориям участников ДТП цифры распределились следующим образом:
- пассажир – 8;
- пешеход – 10;
- велосипедист – 2
- водитель – 2.
Среди всех травмированных 14 школьников, из них:
3 класс – 1 (пассажир – пристегнут, перевозился без ДУУ – Октябрьский);
4 класс – 3 (пассажир такси – не пристегнут – Октябрьский, пешеход –виновен – Октябрьский, велосипедист – виновен - Слонимский);
7 класс – 3 (пешеход – не виновен – Ленинский, пешеход – не виновен – Гродненский, пассажир – не виновен – Октябрьский);
8 класс – 1 (пешеход – виновность устанавливается – Щучинский);
9 класс – 2 (пешеход – не виновен – Ленинский, велосипедист – не виновен Слонимский);
11 класс – 4 (пассажир – не виновен – Свислочский, водитель – виновен – Свислочский, водитель – не виновен – Ивьевский, пассажир – не виновен - Ивьевский).
4 учащихся колледжей:
2 курс – 2 (пешеход – не виновен – Октябрьский, пешеход – не виновен – Октябрьский );
3 курс – 2 (пассажиры – не виновны – один пристегнут, второй нет – Берестовицкий).
1 студент ВУЗа:
1 курс – 1 (пешеход – не виновен – Ленинский);
Трое детей в силу возраста учреждение образования не посещали
(пассажир – не виновен – не пристегнут – Ивьевский, пешеход –виновен – Ленинский, пешеход – виновность устанавливается Щучинский).
По месяцам и датам совершения ДТП с участием детей:
- январь – 3 ДТП (13 пешеход, 29 пассажир, 31 пешеход).
-февраль – 4 ДТП (10 пассажиры, 12 пешеход, 13 пешеход, 28 пассажир).
-март – 4 ДТП ( 07 пешеход, 15 пешеход, 19 пассажиры, 22 пешеход);
-апрель – 4 ДТП (07 пешеход, 10 водитель, 20 пассажир, 27 велосипедист).
-май – 4 ДТП (08 водитель, пассажир, 08 пешеход, 12 велосипедист, 12
По месту совершения ДТП:
населенный пункт:
- Гродно –9;
- районный центр – 3;
- горпоселок, деревня – 3.
Автодорога:
республиканского значения – 3;
местного значения – 1.
По времени суток:
- темное время – 9;
- светлое время – 10.
Сведения об автоавариях, в которых погибли несовершеннолетние:
07.04.2020 около 20.10 на улице Победы в агрогородке Василишки Щучинского района, водитель 1994 года рождения управляя мотоциклом «Сузуки» совершил наезд на внезапно выбежавшего на проезжую часть дороги в районе нерегулируемого пешеходного перехода, учащегося 2005 года рождения. В результате происшествия пешеход погиб на месте происшествия.
08.05.2020 около 18.20 на улице Октябрьской в агрогородке Каменка Щучинского района, водитель 1992 года рождения управляя автомобилем «Лада», совершил наезд на внезапно выбежавшего на проезжую часть дорого вне пешеходного перехода ребенка. В результате происшествия пешеход 2016 года рождения при доставлении в больницу скончался.
Текст обращения к учащимся младшей возрастной группы
Улица всегда таит в себе опасность. Находясь на ней нужно быть очень внимательным и осторожным, знать и выполнять Правила дорожного движения.
Большинство аварий с детьми происходит по следующим причинам:
-
внезапное появление на дороге, переход улицы в не предназначенных для этого местах. Чтобы не попасть под машину, надо:
-
- перед тем как сделать шаг на дорогу, убедиться в отсутствии приближающейся машины;
-
- переходить улицу только по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора;
-
- места для игр и развлечений выбирать подальше от проезжей части.
-
Опасно выходить на дорогу из-за стоящих автомобилей, кустов, деревьев, автобусов, троллейбусов.
-
При движении по обочине или краю проезжей части нужно идти только навстречу движению транспорта.
-
Чтобы лучше быть заметным водителям, каждый пешеход должен носить световозвращающие элементы.
-
Переходя улицу с родителями, старайтесь всегда держаться за руку.
-
Идя с мамой либо папой в школу, надо попросить, чтобы они показали наиболее безопасные места перехода улицы, объяснили значение дорожных знаков, рассказали, какие опасности могут подстерегать на пути.
Текст обращения к учащимся средней возрастной группы
Госавтоинспекция напоминает о необходимости соблюдения Правил дорожного движения. Значительное количество происшествий с пешеходами объясняется не столько незнанием правил, сколько нежеланием их выполнять. Одним из наиболее опасных действий является стремление как можно быстрее перебежать дорогу. При этом появление человека перед автомобилем не оставляет водителю времени для действий по предотвращению наезда. При наличии в поле зрения пешеходных переходов пешеходы имеют право только по ним пересекать проезжую часть, а при их отсутствии - на перекрестках (по линии тротуаров и обочин). Очень опасно выходить на проезжую часть из-за кустов, деревьев, стоящего транспорта. Перед тем, как ступить на проезжую часть, следует посмотреть налево, дойдя до ее середины – направо, чтобы убедиться в отсутствии приближающего транспортного средства, правильно оценить расстояние до него. На перекрестках нередки наезды на прохожих в период смены сигналов светофора. Даже переход на зеленый свет не освобождает от необходимости наблюдать за обстановкой на дороге. Зеленый сигнал светофора разрешает движение, но обеспечить свою безопасность вы должны сами. Не надо спешить, но не следует и задерживаться на проезжей части. Многие дорожные происшествия являются следствием того, что участники движения слишком поздно замечают друг друга. Увеличить степень видимости помогают элементы, которые отражают излучаемый автомобильными фарами свет. Благодаря фликерам пешеход становится заметным водителю с нескольких сотен метров. А при движении по обочине или краю проезжей части нужно в обязательном порядке идти навстречу движению транспорта. Все пассажиры автомобилей и микроавтобусов должны ездить пристегнутыми ремнями безопасности. При поездках в автобусах, троллейбусах надо крепко держаться за поручни. А, увидев автобус, не бегите к нему, сломя голову. Это не последний ваш автобус, но вполне может стать таковым. Вас ведь ждут дома родные и близкие, подумайте хотя бы о них!
Текст обращения к учащимся старшей возрастной группы
Госавтоинспекция понимает стремление подростков и молодых людей к технике. Однако находиться за рулем моторизованных транспортных средств можно при соблюдении ряда условий.
-
Управлять мопедом и мотоциклом можно по достижении 16, а автомобилем – с 18 лет. Для этого необходимо изучить Правила дорожного движения, получить необходимые навыки вождения, чтобы сдать экзамены в Госавтоинспекции на получение водительского удостоверения соответствующей категории.
-
Мопеды, мотоциклы, автомобили должны быть зарегистрированы в ГАИ и находиться в технически исправном состоянии.
-
Водители и пассажиры мопедов и мотоциклов должны ездить в мотошлемах, а автомобилей и микроавтобусов – пристегнутыми ремнями безопасности.
-
Движение на мопеде может осуществляться по обочине или не далее 1 метра от правого края проезжей части. При этом нужно соблюдать безопасный боковой интервал и дистанцию до других транспортных средств, не пытаться проехать между машинами в плотном потоке.
-
При перестроении необходимо обязательно включать сигнал поворота, чтобы заранее информировать других участников движения о планируемом маневре.
-
Выступая в качестве пешеходов, не следует забывать про известные с малых лет элементарные меры предосторожности.
-
В связи с наступлением осени особое значение обретает использование световозращающих элементов, благодаря которым повышается степень заметности человека в темное время суток, в туман и дождливую погоду.
-
За игнорирование фликеров предусмотрена административная ответственность от 150 до 450 тысяч рублей.
-
Давайте обеспечим безопасность себе и своим детям!
Уважаемые родители! В целях предотвращения ДТП с участием несовершеннолетних, настоятельно рекомендуем:
1. Обеспечить верхнюю одежду, сумки, рюкзаки светоотражающими элементами;
2. Регулярно проводить личные беседы с детьми по правилам дорожного движения. Подкреплять знания личным примером!
3. Родителям-водителям въезд на автомобилях на территорию школы категорически воспрещён!
Соблюдение этих несложных правил поможет сохранить ВАС и ВАШИХ ДЕТЕЙ! ВНИМАНИЕ!
За нарушение пешеходами правил дорожного движения,
в том числе за нахождение на проезжей части в темное время суток без световозвращающего элемента, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин .
Примечание. П. 16, 17 и 18 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 г. № 551, и статьи 18.23 КоАП РБ.