Государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования» (далее – институт) информирует, что с 1 февраля 2021 года в институте введена услуга «Выполнение пробного теста в рамках подготовки к сдаче квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории (I этап, инвариантная часть)» (далее – услуга) для педагогических кадров учреждений образования, планирующих сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории.
Услуга позволяет выборочно ознакомиться с вопросами, используемыми институтом для проведения тестирования при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории (I этап, инвариантная часть) и оказывается в дистанционной форме в любое удобное для пользователя время (в том числе выходные и праздничные дни).
Продолжительность оказания услуги – 60 минут, в течение которых возможно совершение 5 попыток прохождения теста. Пользователи могут воспользоваться услугой неограниченное количество раз.
Подробная информация об услуге размещена на официальном сайте инстиута в разделе «Услуги»: http://groiro.by/4161-probnyy-test.html.
Алгоритм подготовки к уроку
Урок начинается не со звонка, а с подготовки к уроку.
Для эффективности проведения урока необходимо:
- Определить и сформулировать схему урока.
- Определить место данного урока в системе уроков.
- Определить и сформулировать цели деятельности учителя и учащихся.
Элементарные требования к рабочему плану урока:
1.Определить тип и вид урока.
2.Четко сформулировать цель урока, исходя из его места и роли среди предыдущих и последующих уроков.
3.Выделить этапы урока и определить для них примерное время.
4.Поставить задачи к каждому этапу.
5.Предусмотреть разноуровневые задания для учащихся (с ритма активной деятельности не должны выпасть «сильные» и «слабые» учащиеся, а также основная «средняя» группа учащихся).
6.Продумать методы и приемы обучения, помня о степени эффективности каждого метода.
7.Подготовить наглядность или ТСО.
8.Избрать прием оценивания знаний, умений, навыков, а также мотивации учащихся.
9.Домашнее задание должно быть в обязательном порядке дифференцированным.
Примечание. Не забыть о форме (приеме) благодарности учащихся за совместную деятельность на уроке.
Гигиенические критерии оценки организации урока
Гигиенические показатели, характеризующие урок |
Уровни гигиеническое рациональности урока |
||
Рациональный |
Недостаточно рациональный |
Нерациональный |
|
1. Плотность урока |
Не менее 60% и не более 75 – 80% |
85 – 90% |
Более 90% |
2. Количество видов учебной деятельности |
4 - 7 |
2 - 3 |
1 - 2 |
3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
Не более 10 мин |
11 – 15 мин |
Более 15 мин |
4. Частота чередования различных видов учебной деятельности |
Смена не позже, чем через 7 – 10 мин |
Смена через 11 – 15 мин |
Смена через 15 – 20 мин |
5. Количество используемых методов преподавания |
Не менее 3 |
2 |
1 |
6. Чередование методов и приемов |
Не позже, чем через 10 – 15 мин |
Через 15 – 20 мин |
Не чередуются |
7. Наличие эмоциональных разрядок |
2 – 3 |
1 |
Нет |
8. Место и длительность применения ТСО |
В соответствии с гигиеническими нормами |
С частичным соблюдением гигиенических норм |
В произвольной форме |
9. Чередование позы |
Поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель контролирует посадку учащихся |
Имеются случаи несоответствия позы виду работы, учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Несоответствие позы виду работы у большинства учащихся, поза учителем не контролируется |
10. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
На 25 и 35 мин урока по 1 мин из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого |
1 физкультминутка, содержание или продолжительность которой не соответствует нормам |
Отсутствуют |
11. Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции |
Имеются случаи отрицательных эмоций, урок эмоционально индифферентный |
Преобладают отрицательные эмоции |
12. Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
Не ранее 40 мин |
Не ранее 35 – 37 мин |
До 30 мин |
Примерные схемы уроков в зависимости от их типов
Схема урока усвоения нового материала:
- - организационный этап;
- - этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;
- - этап освоения новых знаний;
- - этап закрепления новых знаний;
- - этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.
Схема урока закрепления изученного материала:
- - организационный этап;
- - этап подготовки учащихся к закреплению полученных знаний;
- - этап закрепления знаний;
- - этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.
Схема урока повторения:
- - организационный этап;
- - этап подготовки учащихся к повторению приобретенных знаний;
- - этап повторения;
- - этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.
Урок систематизации и обобщения изученного материала:
- - организационный этап;
- - этап подготовки учащихся к составлению (повторению) алгоритмов, опорных схем, таблиц, тезисов и т.п.;
- - этап обобщения и систематизации изученного материала;
- - этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.
Урок проверки и оценки знаний:
- - организационный этап;
- - этап подготовки учащихся к проверке знаний
- - этап всесторонней проверки знаний
- этап информирования учащихся о домашнем задании, которое должно носить проблемно-поисковый характер.
Требования к целям урока
Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимых для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.
Н. Чернышевский
В начале урока необходимо определить триединую цель:
Триединая цель
образовательная развивающая воспитывающая
Образовательная предусматривает:
- Обеспечить и проконтролировать степень усвоения следственных понятий, входящих в содержание темы урока.
- Сформулировать (продолжать формулировать) какие-то понятия.
- Закрепить умения и навыки учебной работы (сочинения, ответы, работа с книгой, справочником, развитие чтения, письма).
- Какие основные факторы, общие понятия, выводы и причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке.
- какие новые черты в развитии общественных процессов раскрываются на уроке
- Какие знания учащихся закрепляются и углубляются, в чем это выражается.
- Какие умения, идеи, теории, представления формируются.
Развивающая:
- Задачи развития интеллекта, воли, эмоций и познавательных интересов.
- Задачи развития умения выделить в ходе урока главное, существенное (составление схем-конспектов, планов изученного, контрольных вопросов по теме, формирования умения сравнивать, обобщать).
- Обеспечение в ходе урока развития у школьников самостоятельности в учении. Развитие речи учащихся, умение преодолевать трудности в учении, закалять волю, создание эмоциональных переживаний.
- Развитие мышления, речи, памяти, эмоций, интересов, способности к практике.
Воспитывающая:
- Содействие в ходе урока формированию мировоззренческих идей (материальность мира, причинно-следственные и другие явления), познавательности мира, разоблачению ложных юношеских взглядов на какие-то категории…
- Ознакомление с общественно-политическими событиями, разоблачение антиобщественной пропаганды.
Трудовое воспитание, профориентационное, нравственное (патриотизм, коллективизм, гуманность, милосердие), эстетическое, физическое…
В зависимости от дидактических целей выделяют следующие типы уроков:
- Формирование знаний
- Закрепление и совершенствование знаний
- Формирование и совершенствование знаний
- Формирование умений и навыков
- Совершенствований знаний
- Применение знаний на практике
- Повторение и систематизация знаний
- Проверка знаний
- Комбинированный урок
В зависимости от типа урока выделяют следующие цели:
- Усвоение новых знаний
- Усвоение умений и навыков
- Комплексное применение знаний
- Обобщение и систематизация знаний
- Проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков
- Развитие логического мышления
- Овладение умением применять полученные знания и навыки в новых ситуациях
- Усвоение учащимися понятий, правописаний, формулировок теорем и т.д.
Виды уроков:
Традиционный – проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление.
Комбинированный – с элементами самостоятельной работы, лекцией, проблемно-поисковой деятельностью.
Урок-зачет, урок-семинар, урок-диспут, урок-конференция, урок-практикум, урок-самопроверки (тестирование) и др.